Технический комитет по стандартизации 
«Криптографическая защита информации» (TK 26)

Рекомендуемый секретариатом технического комитета алгоритм разработки проекта национального стандарта:


Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности: 
- организация разработки стандарта; 
- разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
- разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая); 
- подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие. 
(п. 3.3 ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены) 


Организация разработки стандарта 
5.3. Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами по стандартизации; непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон 
(ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации Основные положения). 

4.1.1. В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют соответствующие заявки или предложения в секретариат технического комитета по стандартизации (далее - ТК) или его подкомитета (далее - ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, а при его отсутствии - в научно-исследовательскую организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по национальной стандартизации, или непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. 
4.1.4. Если после принятия национальным органом Российской Федерации по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, выполняющую функции по планированию работ по национальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта. 
4.1.4.3. С запросом о рассмотрении целесообразности разработки стандарта заинтересованное лицо может обратиться также в секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Разработка первой редакции проекта стандарта и пояснительной записки к нему 
-проект стандарта оформляется в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2004 «Правила построения, изложения, оформления и обозначения» 
- содержание Пояснительной записки – см.ниже 

Подготовка и направление в Росстандарт уведомлений о разработке проектов стандартов 
4.2.1.7. Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта и направлением его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. При этом разработчик руководствуется соответствующим Положением об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта, которое утверждено Правительством Российской Федерации. 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Размер платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта составляет 1000 рублей за один лист оригинала уведомления, напечатанный с одной стороны. 
Уведомления о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет на его официальном сайте - в 10-дневный срок и в печатном издании Агентства (информационном указателе "Национальные стандарты") - в 2-месячный срок со дня поступления документов. 
(Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" (с изменениями от 12 октября 2005 г., 29 декабря 2007 г.)) 

Размещение первой редакции проектов стандартов в информационной системе общего пользования 
4.2.2. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик может разместить проект стандарта в информационной системе общего пользования. 
4.2.3. Если проект стандарта не размещен в информационной системе общего пользования в сети Интернет и/или заинтересованное лицо не может им воспользоваться по иной причине, то на основании уведомления о разработке проекта стандарта, размещенного в информационной системе общего пользования в сети Интернет, федеральные и иные органы власти, юридические и физические лица, заинтересованные в разработке стандарта, направляют запросы на рассмотрение проекта стандарта. При этом секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, может запросить проект стандарта и разослать его для рассмотрения членами данного ТК (ПК). 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Сбор и обработка полученных от заинтересованных лиц замечаний и предложений по первой редакции проектов стандартов (сводка отзывов по каждому проекту); 
4.2.6. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам. Данное требование также необходимо соблюдать при использовании для отзыва электронно-цифровой формы. 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Доработка проектов стандартов с учетом поступивших в письменной форме замечаний заинтересованных лиц 
4.2.7. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом поступивших в письменной форме замечаний заинтересованных лиц и проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта. 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Организация публичного обсуждения доработанных редакций проектов стандартов в виде совещания разработчика с заинтересованными лицами 
4.2.7.1. Публичное обсуждение доработанного проекта стандарта может быть проведено в виде совещания разработчика с заинтересованными лицами или их представителями, или открытого заседания рабочей группы по разработке стандарта, или открытого заседания ТК (ПК), или дискуссии в режиме реального времени в информационной системе общего пользования в сети Интернет. 
4.2.7.2. Для организации соответствующего совещания (заседания) разработчик при рассылке первой редакции проекта стандарта на рассмотрение заинтересованным лицам предлагает им прибыть для обсуждения доработанного проекта стандарта и указывает форму и дату его проведения, а также размещает соответствующую информацию в информационной системе общего пользования - на сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет. 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Подготовка и направление в Росстандарт уведомлений о завершении публичного обсуждения проектов 
4.2.8. После завершения публичного обсуждения доработанного проекта стандарта разработчик готовит уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта на основании Положения об опубликовании соответствующих уведомлений, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации, и направляет его в национальный орган по стандартизации. 
4.2.9. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. 
Примечание. С учетом срока, предоставляемого для опубликования указанных уведомлений, общий срок публичного обсуждения проекта стандарта со дня размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения - не более пяти месяцев. 
4.2.10. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик должен разместить проект стандарта и перечень замечаний в информационной системе общего пользования - на сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет. При этом перечень полученных в письменной или электронно-цифровой форме замечаний заинтересованных лиц может быть представлен в виде сводки замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта, составляемой в соответствии с 4.3.2. 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Разработка окончательных редакций проектов стандартов 
4.3.1. Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта на основе результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта. 
4.3.2. Окончательная редакция проекта стандарта представляется разработчиком вместе с перечнем полученных от заинтересованных лиц замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта в виде соответствующей сводки по форме, приведенной в Приложении А, и пояснительной запиской, дополненной краткой характеристикой полученных отзывов заинтересованных лиц, а также сведениями о результатах публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и сведениями о публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и его размещении в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет. 
4.3.2.1. Результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта могут быть представлены в виде протокола совещания (заседания), на котором было проведено соответствующее обсуждение. 
4.3.2.2. Если проект национального стандарта подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти (если это установлено Правительством Российской Федерации или федеральным законодательством), то разработчик соблюдает соответствующие правила, установленные в отношении данного согласования. 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Представление в ТК 26 окончательных редакций проектов стандартов для подготовки заключения о возможности утверждения их в качестве национальных стандартов Российской Федерации 
4.3.3. Разработчик представляет в секретариат ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации (а при отсутствии ТК - непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации), следующие документы: 
- окончательную редакцию проекта стандарта на бумажных носителях в трех экземплярах с оригиналами предусмотренных ГОСТ Р 1.5 подписей на последней странице и в электронном виде в редактируемом формате; 
- пояснительную записку к проекту стандарта, дополненную в соответствии с 4.3.2; 
- сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта (см. Приложение А); 
- протокол совещания (заседания), на котором было проведено обсуждение доработанного проекта стандарта (при условии его проведения); 
- документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии его проведения в соответствии с 4.3.2.2). 
4.3.4. Секретариат ТК на основании предоставленных разработчиком документов: 
- рассматривает содержание проекта стандарта; 
- дает оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения первой редакции проекта стандарта, путем рассмотрения соответствующей сводки замечаний и предложений, определения полноты их учета в доработанном проекте и обоснованности заключений разработчика, приведенных в сводке; 
- рассматривает результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, в том числе протокола совещания (заседания), на котором было проведено его обсуждение (если данный протокол был представлен разработчиком); 
- организует проведение экспертизы проекта стандарта в соответствии с правилами, установленными национальным органом Российской Федерации по стандартизации, и рассматривает ее результаты; экспертиза может быть проведена по поручению ТК организацией по стандартизации, выполняющей функции по планированию и составлению программы национальной стандартизации. 
4.3.4.2. При положительных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК рассылает его (вместе с пояснительной запиской) на рассмотрение членам ТК. 
4.3.5. Члены ТК рассматривают проект стандарта, проводят его научно-техническую экспертизу и голосуют по его проекту в соответствии с Приложением Б (см. ниже), если в положении о данном ТК не установлен иной порядок голосования. 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

6.5. Национальные стандарты, содержащие патентованные требования, применяют в соответствии с нормами действующего законодательства. 
Экспертизу на патентную чистоту проводит технический комитет по стандартизации, который представляет проект стандарта на утверждение в национальный орган по стандартизации. 
(ГОСТ Р 1.0-2004) 

Срок проведения экспертизы проекта национального стандарта в ТК составляет 45 дней с момента представления разработчиком комплекта документов в секретариат ТК 
(п.11 Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждению). 

4.3.6. После рассмотрения проекта стандарта членами ТК его секретариат готовит заключение ТК с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК. 
Секретариат ТК направляет три экземпляра проекта стандарта в национальный орган Российской Федерации по стандартизации со следующими документами: 
- сводкой замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта, представленной разработчиком; 
- заключением ТК, содержащим мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта; 
- пояснительной запиской к проекту стандарта, представленной разработчиком; 
- протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (если он был представлен разработчиком); 
- экспертными заключениями членов ТК и специализированных экспертных организаций; 
- документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком); 
- оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта (если эти отзывы были запрошены у разработчика). 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Росстандарт проводит экспертизу и принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта 
4.4.2. Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. При этом национальный орган Российской Федерации по стандартизации в срок не более одного месяца после получения проекта стандарта (без учета времени, ушедшего на получение недостающих документов) осуществляет: 
- рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта; 
- организацию (при необходимости) дополнительных научно-технической, правовой, патентной, терминологической и метрологической экспертиз (в том числе оценку научно-технического уровня стандарта, проверку его соответствия действующим техническим регламентам и/или оценку взаимосвязи с разрабатываемым техническим регламентом); 
- рассмотрение заключения ТК на проект стандарта в отношении обоснованности приведенной в нем мотивировки предложения об утверждении или отклонении проекта стандарта; 
- оценку полноты учета замечаний и предложений по проекту стандарта, высказанных в экспертном заключении (в случае проведения специализированных метрологической, терминологической, юридической или патентной экспертиз, если данные экспертизы были осуществлены организацией, не входящей в состав данного ТК); 
- обеспечение издательского редактирования окончательной редакции проекта стандарта (путем заключения соответствующего договора с издательством, которому национальный орган Российской Федерации по стандартизации поручил официальное опубликование утвержденных национальных стандартов). 
При этом отдельные работы, в том числе экспертиза проекта стандарта и/или оценка его научно-технического уровня, могут быть проведены с привлечением уполномоченной научной организации по стандартизации на договорной основе с разработчиком. 
В случае отказа разработчика заключить договор (контракт) на проведение вышеуказанных работ проект национального стандарта возвращается как не подготовленный к утверждению. 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

Экспертиза проектов национальных стандартов организуется ТК и Федеральным агентством 
(п.15 АР Росстандарта) 
Экспертиза организуемая ТК, проводится членами ТК в соответствии с правилами, изложенными в документах национальной системы стандартизации и Положением о ТК. 
(п.18 АР Росстандарта) 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 
исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждению
 
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (национальный орган по стандартизации): 
- входной контроль; 
- рассмотрение окончательной редакции проекта национального стандарта и мотивированного предложения ТК об утверждении или отклонении проекта национального стандарта; 
- назначение экспертизы в подведомственном НИИ или другой экспертной организации и рассмотрение её результатов; 
- принятие мотивированного решения об отклонении проекта национального стандарта; 
- принятие мотивированного решения об утверждении проекта национального стандарта и передача его на редактирование; 
- подписание и регистрация приказа об утверждении проекта национального стандарта Подведомственные НИИ или другие экспертные организации 
- подготовка экспертного заключения; 
- внесение незначительных редакционных правок; 
- подготовка докладной записки и проекта национального стандарта к утверждению; 
- формирование дела национального стандарта для передачи на хранение. 

п.9 Срок принятия мотивированного решения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта, основанного на результатах экспертизы в НИИ, составляет не более двух месяцев с момента представления секретариатом ТК комплекта документов в Федеральное агентство. 
п.10 Срок принятия мотивированного решения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта, основанного на результатах экспертизы, проведенной в экспертной организации, выбранной на конкурсной основе, составляет 10 рабочих дней с момента представления экспертной организацией отчета о выполнении государственного контракта и не более четырех месяцев (с учетом времени организации и проведения конкурса) с момента представления секретариатом ТК комплекта документов в Федеральное агентство. 

Росстандарт утверждает стандарт 
В случае положительных результатов рассмотрения проекта стандарта и представленных вместе с ним документов национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об утверждении национального стандарта путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа. 



ОПИСЬ
документов, входящих в дело национального стандарта 

1 Письмо ТК о представлении проекта стандарта (изменения) в национальный орган по стандартизации для утверждения 
2 Экспертное заключение ТК по проекту национального стандарта с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта 
3 Подлинники заключений экспертов 
4 Проект национального стандарта (изменения), представленный ТК* 
5 Сводка отзывов по проекту национального стандарта 
6 Пояснительная записка к проекту стандарта (изменения) 
7 Документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (изменения)** 
8 Протокол заседания ТК (ПК)** 
9 Докладная записка на проект стандарта (изменения) 
10 Экспертное заключение НИИ 
11 Копия национального стандарта (изменения), утвержденного национальным органом по стандартизации*** 
12 Приказ национального органа по стандартизации об утверждении национального стандарта (изменения) и введении его в действие 
13 Копия опубликованного уведомления о разработке проекта национального стандарта 
14 Копия опубликованного уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта 


Приложение Б 
(рекомендуемое) 
ПОРЯДОК 
РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА И ГОЛОСОВАНИЯ 
ПО НЕМУ В ТЕХНИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ 

Б.1. При направлении членам ТК окончательной редакции проекта стандарта секретариат ТК устанавливает срок, предоставляемый для ее рассмотрения, и определяет порядок голосования по проекту стандарта: на заседании ТК или по переписке. Этот срок определяют исходя из сложности проекта стандарта. Как правило, оптимальный срок для рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта - один месяц, а для рассмотрения окончательной редакции проекта изменения - две недели. 
Б.2. Члены ТК в пределах установленного срока рассматривают окончательную редакцию проекта стандарта и голосуют по ней на заседании ТК или по переписке, высказывая свое согласие (или несогласие <*>) с содержанием проекта стандарта. 
Б.3. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 ФЗ "О техническом регулировании" заседания ТК должны быть открытыми. Заинтересованные лица, не являющиеся членами данного ТК, имеют на его заседании право только совещательного голоса или наблюдателя (если при организации данного заседания принято это решение). 
Б.4. Результаты голосования по проекту стандарта по переписке утверждают на заседании ТК и включают в протокол этого заседания, а также указывают в заключении ТК с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта стандарта. 
Б.5. Предложение об утверждении проекта стандарта должно быть поддержано большинством членов ТК (более 50% от списочного состава). 
Б.6. При возникновении технических сложностей с проведением заседания ТК и при получении согласия с проектом стандарта большинства (более двух третей) членов ТК, высказавших свое мнение по переписке, и при отсутствии хотя бы одного предложения о проведении заседания допускается не выносить рассмотрение проекта стандарта на заседание ТК. В этом случае вместо протокола заседания ТК в национальный орган Российской Федерации по стандартизации представляют подлинные документы, подтверждающие это согласие. 
Б.7. Если постоянный полномочный представитель члена ТК не имел возможности присутствовать на заседании ТК, то согласие (несогласие <*>) с проектом стандарта может быть подтверждено письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанными руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации, органа управления) - члена данного ТК. 
Б.8. В документе, подтверждающем согласие членов ТК с проектом стандарта (в протоколе заседания или документе, указанном в Б.7), не допускаются запись "Согласовано с замечаниями" или иные обуславливающие записи. 
Б.9. Если голосование по проекту стандарта членов ТК проводилось по переписке и за него положительно высказались менее половины голосовавших членов ТК, то рассмотрение проекта стандарта выносят на заседание с целью снятия разногласий. 
Рассмотрение проекта стандарта также выносят на заседание ТК по предложению одного из членов ТК при наличии у него существенных замечаний по содержанию проекта стандарта или по процедуре его разработки. 
-------------------------------- 
<*> Несогласие с проектом стандарта должно быть аргументировано. 
  


Пояснительная записка 
(ГОСТ Р 1.2-2004) 

4.2.1.6. В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта указывают: 
- шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов или информацию о разработке стандарта без включения в программу; 
- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта; 
- краткую характеристику объекта стандартизации; 
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента); 
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности применения стандарта (а по возможности - результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности); 
- сведения о соответствии проекта стандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации; 
- сведения о соответствии проекта стандарта международному (региональному) стандарту и о форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от международного (регионального) стандарта - мотивированное обоснование этого решения; 
- сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными (принятыми) ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (прекращению применения на территории Российской Федерации); 
- сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта и его размещении в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (после проведения данной процедуры); 
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию о использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права; 
- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика). 

Публичное обсуждение первой редакции проектов стандартов предполагается организовать с использованием информационно-технологических ресурсов, развернутых и поддерживаемых секретариатом технического комитета (сайт и форум по адресу в сети Интернет: www.tc26.ru).  

КОНКУРС STREEBOG

Открытый конкурс научно-исследовательских работ, посвещённых анализу криптографических качеств 
хэш-функции ГОСТ Р 34.11-2012 завершен.

Open research paper competition on hash-function GOST R 34.11-2012 "streebog" completed.